Министерство здравоохранения Республики Крым

Порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений Министерства здравоохранения Республики Крым

Порядок обжалования нормативных правовых актов
и иных решений Министерства здравоохранения
Республики Крым

1. Общие положения

1.1 Настоящий порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений Министерства здравоохранения Республики Крым (далее - Министерство) разработан с целью обеспечения правильного и единообразного применения законодательства при рассмотрении заявлений, обращений, жалоб об оспаривании нормативно правовых актов и решений Министерства.

1.2. Настоящий порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений Министерства здравоохранения Республики Крым (далее - Порядок) подготовлен в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 2.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
- Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации;
- Конституцией Республики Крым;
- Законом Республики Крым от 29.05.20014 № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым»;
- постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 № 149 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Республики Крым»;

1.3. В соответствии с Законом Республики Крым от 29.05.20014 № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 № 149 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Республики Крым» в систему нормативно правовых актов Министерства входят правила, положения, регламенты, инструкции, методические документы, приказы, а также распорядительные акты - распоряжения Министерства, обязательные для исполнения всеми подведомственными Министерству организациями, учреждениями и предприятиями.


2. Основания, условия и порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений Министерства здравоохранения Республики Крым

В соответствии со ст.18 Конституции Российской Федерации - права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статья 11 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает общий порядок судебной защиты гражданских прав. Судебный порядок является преимущественной, но не единственной формой защиты прав. Пункт 2 данной статьи допускает также административный порядок защиты гражданских прав (обжалование действий и актов государственных органов в вышестоящий по отношению к ним орган исполнительной власти), который возможен лишь в случаях, предусмотренных законом.

Статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Основаниями наступления гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами являются факты причинения вреда гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания акта не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления.

В соответствии с подпунктом 17 пункта 1 статьи 64 Конституции Республики Крым Глава Республики Крым приостанавливает или отменяет действие постановлений и распоряжений Совета министров Республики Крым, актов органов исполнительной власти Республики Крым.

3. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений Министерства здравоохранения Республики Крым

3.1. Жалоба на нормативно правовые акты и иные решения, принятые Министерством здравоохранения Республики Крым подается Министру Министерства здравоохранения Республики Крым.
В случае отсутствия в установленный срок решения по жалобе или вынесения решения по жалобе, которое не удовлетворяет заявителя, жалоба может быть направлена Главе Республики Крым.

3.2. Заявитель имеет право обратиться с жалобой лично, а также направить обращения в любой форме, в том числе по информационным системам общего пользования.

3.3. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является получение Министром или Главой Республики Крым жалобы на бумажном носителе или в электронной форме.

3.4. Жалоба должна содержать:
а) наименование Министерства, реквизиты нормативно правового акта или решения которые обжалуются;
б) фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
в) сведения об обжалуемых решениях Министерства;
г) доводы, на основании которых заявитель не согласен с нормативно правовыми актами или решениями Министерства.

3.5. Заявителем могут быть представлены любые документы, подтверждающие его доводы, изложенные в жалобе.

3.6. Жалоба подлежит рассмотрению Министром в течение тридцати рабочих дней со дня её регистрации.

3.7. Жалоба заявителя не рассматривается в следующих случаях:
а) отсутствия сведений об обжалуемом нормативном правовом акте или решении;
б) если предметом обращения, жалобы является решение, принятое в судебном порядке;
в) если текст письменного обращения не поддается прочтению;
г) если содержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства;

3.8. По результатам рассмотрения жалобы Министром принимается следующее решение:
а) об удовлетворении жалобы полностью или частично;
б) об отказе в удовлетворении жалобы.
При удовлетворении жалобы Министерство принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения.

3.9. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы, признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

3.10. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

3.11. Глава Республики Крым вправе приостановить или отменить действие нормативно правовых актов и решений Министерства здравоохранения Республики Крым в случае выявления их несоответствия требованиям действующего законодательства.

4. Судебный порядок обжалования нормативных правовых актов Министерства здравоохранения Республики Крым

4.1. В соответствии с требованиями ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – Кодекс) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

4.2. В соответствии со ст. 125 Кодекса административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.

4.3. В соответствии со ст. 126 Кодекса если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются:
1) уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора;
2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого;
3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств;
4) документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя;
5) доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем;
6) документы, подтверждающие соблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административных споров, если данный порядок установлен федеральным законом, или документы, содержащие сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, при условии, что такая жалоба подавалась;
7) иные документы в случаях, если их приложение предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.

2. Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению, могут быть представлены в суд в электронной форме.

4.4. Подача административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

4.5. По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Вступившее в законную силу решение суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, их представителями и иными лицами, права, свободы и законные интересы которых затрагиваются решением суда, в апелляционном или кассационном порядке.